МИФЫ МАРТОБРЯ 1917-го

Анархическая революция

1917 год в России овеян мифами. Это показательно. Подлинный миф, в отличие от баек, свидетельствует о грандиозных событиях, выходящих за пределы обыденности.

Всегда есть любители ниспровергать и опошлять мифы. В древности, в отличие от современности, таких пошляков было мало. Иначе от героических эпох до нас сохранились бы лишь самые убогие побасенки.

Мудрый свидетель событий 19147-го поэт Макс Волошин отметил:

Опоры царского трона расшатывали те, кто был призван их укреплять, но погрязли в интригах, не обретя единства даже в трудный период, когда требуется напряжение всех сил, умение правительства вести тонкие политические маневры, нейтрализующие действия оппозиции.

...Подгнивший плод падает сам. Его нет надобности срывать. За отречение Николая II выступило и высшее военное командование. Были влиятельные группы, социальные слои, партии, которые воспользовались его неспособностью руководить страной. Среди взявших власть в свои руки  были позже возглавившие Белое движение: Шульгин, Деникин, Корнилов, Колчак и пр. С министрами Временного правительства постоянно общались компетентные представители Франции и Англии.

В апреле, вернувшись из эмиграции, Ульянов-Ленин провозгласил: от буржуазной революции перейти к социалистической. Дерзко! Его авторитет не выходил за пределы узкой группы  стороников. Шли слухи, будто на деньги, полученные от немецкого генштаба, они ведут активную пропаганду среди солдат и печатают прокламации. Однако если прикинуть их расходы, то получится весьма скромная сумма.

Мощную агитацию вели многочисленные противники большевиков. Проводились демонстрации с лозунгами доверия Временному правительству и призывами «Долой Ленина!» Об этом же писали газеты. Но - парадокс Герострата - чем чаще и громче кричали ?Долой Ленина!", тем быстрее росла его популярность. Большинство солдат не желало воевать, а Временное правительство не обрело доверия у населения.

В феврале-марте 1917 года в России произошла стихийная анархическая революция. Она дошла до предела после того, как Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов опубликовал Приказ N 1. «В составлении этого приказа, - писал генерал А.С. Лукомский, - принимали участие Генерального штаба генерал Потапов (назвавший себя ?первым революционным генералом") и известный ?сенатор" Соколов, впоследствии избитый солдатами, когда он их уговаривал слушать распоряжения Временного правительства».

...Вспомним, как начиналось отречение царя: «Божьей милостью Мы...» Получалось, что государь лишился этой милости или пренебрег ею. Происходившие события были проявлением стихийных общественных процессов. Можно считать это воздействием высших сил, Судьбы.

С позиций марксистской историософии был создан миф о буржуазно-демократической революции, свергнувшей царизм. Считалось, что на смену феодализму должен прийти капитализм. Но никто самодержавие не свергал. Оно не смогло справиться с анархией. Вот и все. 

 

Бациллы революции

У Гоголя в «Записках сумасшедшего» чиновник Поприщин пишет в «год 2000 апреля без числа». Следующая запись: «Мартобря 86 числа. Между днем и ночью». Эти записки припомнил некогда высокочтимый Лениным Георгий Плеханов в связи с «Апрельскими тезисами», где провозглашалась «всемирная социалистическая революция».

Плеханов ответил статьей: «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». Он припомнил Поприщина: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает, что такое».

За последние два десятилетия на этот вопрос нередко дают ясный ответ: в Петроград прибыл пломбированный вагон с тремя десятками большевиков, которые за миллионы германских золотых  учинили переворот в России. Откуда у Германии, истощившей свои последние ресурсы в войне, такое количество «лишних» денег? Загадка. Не  безумство ли отдавать их кучке «головорезов», у которых в ту пору не было в России надежной опоры?  Какая гарантия, что они не разбазарят ее бездарно?

Когда большевики взяли власть, германское правительство не установило с ними дружеских отношений, а им вредило. Когда под ударами Белой армии и Антанты власть большевиков повисла на волоске, немцы не пришли им на помощь. Ну, просто не Германия, а благотворительная организация, поощрявшая своих врагов! Она ведь субсидировала, по этой версии, разжигателей мирового революционного пожара!

Ни один из серьезных честных историков не писал о Ленине как германском агенте и немецком золоте как двигателе русской революции. Но дело даже не в этом. Ведь «революционные бациллы» в пломбированном вагоне прибыли в Россию после Февральской революции!

Могла ли кучка большевиков погубить великую державу? Или за несколько миллионов русские продали свое Отечество? Своеобразная философия исторического процесса, где главный двигатель - деньги.

Удивительно, что байка о русской революции за счет золота германского генштаба и Ленине как немецком агенте все еще будоражит умы. Это свидетельствует о сумрачном состоянии сознания у многих наших людей и о постоянном возрождении гнусной лжи усилиями врагов России.

Дальний родственник царя, посол Французской республики в России Морис Палеолог в середине февраля 1917 года отметил: «В России готовится революционный кризис, он чуть было не разразился пять недель тому назад, но только отложен. С каждым днем русский народ все больше утрачивает интерес к войне, и анархистский дух распространяется во всех классах, даже в армии».

 

Испытание войной

Многие исследователи событий 1917 года полагают, будто революция произошла потому, что русский народ не выдержал тяжелого испытания войной с Германией и Австро-Венгрией.

Да, испытание было жестоким. Миллионы убитых, искалеченных, отравленных ядовитыми газами, измученных болезнями и ранами. Правда, для «тыловых крыс» настали времена больших доходов, ловких спекуляций. А положение солдат решительно отличалось от положения офицеров, за которыми был особый уход и на фронте, и в лазарете, и в тылу.

Война велась ради сомнительных целей, обогащая некоторые социальные группы. Присяга, данная царю, утратила смысл после того, как он и его брат отреклись от престола. Когда к войскам дошла эта весть, фронтовики пожелали вернуться по домам, ожидая раздела земли. Лозунг «Земля - крестьянам!» первыми выдвинули эсеры, что позволило им заручиться поддержкой сельского населения.

Утверждение о моральном упадке русского народа опровергает Великая Отечественная война. Она продолжалась дольше, была кровопролитней и разрушительней, наши поражения в первые два ее года были жесточайшими. А народ был тот же самый - русский! Немало советских солдат, офицеров, генералов и маршалов сражались и в Первую мировую.

Кто мешал советским солдатам бросить оружие после проигранных сражений 1941 года, как это сделали, например, многие бельгийцы и французы, поляки и чехи? В первые месяцы войны стало ясно: враг сильнее нас. А. Солженицын удивляется: перебои с доставкой хлеба в Петербург в начале 1917 года привели к бунту и свержению царя, а «тот же самый город в борьбе с той же самой Германией безропотно согласился жить - не одну неделю, но год - не на два фунта хлеба в день, а на треть фунта - и без всех остальных продуктов, широко доступных в феврале семнадцатого, и никакая революция не шевельнулась».

Итак, нет основания видеть причину революций 1917 года в том, что русский народ не выдержал испытания войной (хотя она и сыграла определенную роль). Более важно другое: и монархическое, и буржуазно-демократическое правительства утратили доверие русского народа.

 

За что боролись в Октябре?

Версия о триумфальном прибытии Ильича в Петроград и пламенной речи с броневика мифологична. Приветствовало его сравнительно немного народа. В отличие, скажем, от возвращении Петра Алексеевича Кропоткина, которого встречала, несмотря на ранний час, гигантская толпа представителей разных партий.

Культ Ленина развернулся после смерти вождя. Этим правящая партия укрепляла свой авторитет. Сложилось общественное мнение о том, что в Октябре восставшие сражались, вдохновленные идеями Ленина. Но было ли так в действительности?

Военно-революционный комитет и прочие руководящие органы не могли что-либо приказывать советам и комитетам - анархическим организациям, созданным по воле масс на фабриках и заводах, в полках и на флотах. Все решалось добровольно. Ни Троцкий, ни Ленин не были для них начальниками. Когда стали исполнять «Приказ N1» и демократические распоряжения по армии Керенского, власть перешла к советам и комитетам. Предложения большевиков исполнялись, ибо отвечали интересам масс.

Солдатам, рабочим, матросам были близки лозунги: «Мир - народам!», «Земля - крестьянам!», «Хлеб - голодным», «Рабочее управление - заводам». Большевики оказались на гребне революционной волны не потому, что сами ее подняли. Ленин чутко уловил ее направление, умело использовал общее устремление масс в своих политических целях.

Октябрьскую революцию можно называть социалистической лишь условно, в ретроспективе. Поначалу она таковой не являлась. Это был вооруженный захват власти, свергнувший более или менее законное правительство. Большинство из тех, кто совершил этот переворот, не имели перед собой четких целей социалистического преобразования общества.

 

Козни масонов?

Историк О. Платонов представил революцию продуктом тайного заговора. По его словам, с 27 февраля Петроград «очутился в руках подрывных и просто уголовных элементов и пьяных солдат. Очевидцы рассказывали, что в некоторых местах толпы вооруженных, большей частью пьяных солдат, матросов и евреев врывались в дома, проверяли документы, отбирали оружие у офицеров и попутно крали, что могли».

Занятно, что после революционных солдат и матросов названы люди определенной национальности. Будто Петроград был наводнен евреями, которым покорно подчинялись тупые пьяные и вороватые русские. Выходит, Платонов наиболее скверно отзывается о русском народе.

«Почему же Февральская революция удалась?» - задается вопросом Платонов. И отвечает: «А потому что, кроме антирусского движения снизу, представленного революционной бесовщиной и германскими агентами, развилось одновременно антирусское движение сверху - участников масонского заговора против царской власти».

Замечательное объяснение! Какая же мощная общественная сила, вдохновленная бесовщиной, действовала снизу? Солдаты, матросы, рабочие. Антирусским был... русский народ! Полная нелепость? Не совсем. Высказано недовольство народом, восставшим против господ и власти, освященной церковью. Он не проявил покорности, не пожелал служить своим хозяевам.

Можно возразить: автор клеймит нехороших людей, отравленных революционной пропагандой, предавших царя. А у меня возникает образ характерного для нашего времени служащего, вскормленного при советской власти, получившего бесплатное образование, вряд ли утруждавшего себя непосильным физическим или умственным трудом. И он выступает как проводник политики врагов России, выставляющих СССР империей зла, а русский народ тупым рабским стадом.

Спору нет, многие масоны были влиятельными деятелями. Они входили преимущественно в буржуазные партии - кадетов и октябристов, некоторые пребывали в рядах эсеров и меньшевиков, представляя интересы крупной буржуазии, отечественного и зарубежного капитала. В этом смысле они - часть международной элиты, которую можно назвать Глобальными Владыками (сокращенно - ГВ). Вся эта вселенская накипь, поглощающая гигантскую часть национальных богатств почти всех стран, едина лишь в своей истовой вере в деньги, в частную собственность на все, что есть на свете, и в материальные богатства.

Миф о масонах как тайных владыках распространяется ими, возможно, в качестве рекламы. Секретная организация, о которой слишком многое известно из книг и статей, выглядит весьма странно.

Оказывали масоны влияние на политику России? Да. В чем это выражалось? Главным образом в полной поддержке интересов Франции как союзника в войне, и в желании установить либеральную демократию. Они создали Временное правительство, имели связи с Советом рабочих и солдатских депутатов. Но разве они управляли событиями в период от Февраля к Октябрю? Нет. Обладали они реальной властью в крупных городах и во всей России? Нет. Это доказала легкость их свержения.

Могла ли кучка бессовестных, корыстных и беспринципных масонов вершить судьбу Великой России? Если ответ положительный, тогда следует признать: русский народ жалок и так же ничтожен, как его держава, которую смешно и нелепо считать Великой.

 

«Еврейская революция»?

Так назвал в 1921 году Октябрьский переворот адвокат и публицист Н.П. Карабчевский. Считать его антисемитом нет оснований. Он защищал Менделя Бейлиса, обвиняемого в ритуальном убийстве христианского мальчика. Это шумное дело слушалось в Киеве в 1913 году, вызвав сильный резонанс в России и за рубежом. В Петербурге А.М. Горький и В.Г. Короленко организовали комитет, выступавший против антисемитизма.

Короленко, отвергавший шовинизм, написал в своем дневнике (март 1919 года): «Среди большевиков - много евреев и евреек. И черта их - крайняя бестактность и самоуверенность, которая кидается в глаза и раздражает. Наглости много и у не-евреев. Но она особенно бросается в глаза в этом национальном облике». А во время разгула украинского национализма он возмущался: «В повстанческом движении заметна ненависть к коммунизму и... юдофобство - "Мы теперь под властью жидов". Они не видят, что масса еврейская разных классов сама стонет под давлением преследования реквизиций и произвола».

Нередко можно услышать, будто революцию в России совершили евреи. Да, было много евреев в высшем партийном руководстве (Троцкий-Бронштейн, Свердлов, Зиновьев-Радомысльский, Каменев-Розенфельд, Урицкий, Сокольников-Бриллиант, Володарский-Гольдштейн, Стеклов-Нахамкис) и в карательных органах.

Наш крупный мыслитель отец Сергий Булгаков, вынужденный с 1922 года жить в эмиграции, писал: «Еврейство в своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении совершило... значительнейшее в своих последствиях насилие над Россией и особенно над св. Русью, которое было попыткой ее духовного и физического удушения. По своему объективному смыслу это была попытка духовного убийства России».

Здесь сказано о «низшем вырождении» еврейства и о попытке духовного убийства; следовательно, она не была в то время реализована.

Версия «еврейской революции» обязана своим появлением либо непониманию сути крупных общественных переворотов, либо презрению к народным массам. Неужели русский народ был так безволен и духовно жидок, что его легко вовлекли в междоусобицу представители одного из национальных меньшинств?! Тут бы кстати вспомнить о роли в революционном движении латышей, поляков, грузин, армян, татар... Целый «интернационал»! Или свет клином сошелся на одних евреях?

Неудивительно, что в 1917 году против царской власти и Временного правительства активно выступали представители малых народов России. Но революционные перевороты 1917 года происходили на волне анархического движения народных масс, где безусловно преобладали русские.

Проблема национализма в России искусственно раздувается - буквально из искр - врагами нашей страны. «Племенной» национализм присущ всем народам как инстинкт самосохранения. Но едва ли в наименьшей степени, чем у всех других, он свойственен русскому народу.

Версия о том, что Октябрьскую революцию совершили евреи вопреки воле русского народа так же нелепа, как приписывание Февральской революции масонам. Такое понимание движущих сил истории, грандиозных социальных переворотов не имеет ни религиозного, ни философского, ни научного обоснования. Оно существует только благодаря хитрости одних и глупости или невежества других.

Гражданская война показала, на какую сторону встала значительная часть русского народа. А что могло произойти  в результате победы Белых? Буржуазная демократия под экономическим господством западных держав, которые постарались бы предельно ослабить великую Россию. Госдеп США предполагал создать независимые буржуазные правительства в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Крыму и Средней Азии...

Все это осуществилось в 1991 году с установлением буржуазной «демократии», капитализма. Многие «россияне» так и не заметили, что лишились половины прежней Великой России-СССР, да еще попали в экономическую кабалу к иноземным и местным олигархам.

Никакого свержения капитализма и установления социализма не произошло ни в октябре 1917 года, ни в последующее десятилетие.

 

Борьба с анархией

Говорят, Ленин провозгласил лозунг «Грабь награбленное!», призвав темную и жадную народную массу наброситься на священную частную собственность. Но откуда взялись богатства у отдельных господ или кланов? Разве недопустимо отнимать награбленное или наворованное?

Другое дело - как это осуществлять. Ленин писал: «После слов "грабь награбленное" начинается расхождение между пролетарской революцией, которая говорит: награбленное сосчитай и врозь тянуть не давай, а если будешь тянуть к себе прямо или косвенно, то таких нарушителей дисциплины расстреливай».

XX век показал, что происходит при власти и царя, и большевиков, и «демократов». Да, при большевиках было не сладко, но в героические эпохи иначе не бывает. Величие страны и народа - достойная награда. А необычайно быстрое возрождение России-СССР свидетельствовало: победа большевиков стала волеизъявлением народа. Октябрьский переворот не был заговором группы под руководством Ленина и Троцкого. А.И. Деникин писал: «Революция была неизбежна. Ее называют всенародной. Это определение правильно лишь в том, что революция явилась результатом недовольства старой властью решительно всех слоев населения».

Победу большевиков он объяснял так: «Власть падала из слабых рук Временного правительства, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы».

В 1917 году ситуацию определяли «революционные массы». Им всякая власть внушала подозрение и неприязнь. Революционная смута - торжество анархии. Лозунг «Вся власть - Советам!» анархический.

Буржуазное правительство, придя к власти, выдвинуло в лидеры человека, не отвечавшего задачам, которые приходилось решать. А.Ф. Керенский, как справедливо писал Михаил Зощенко, был порождением интеллигентской среды, «которая в искусстве создала декадентство, а в политику внесла нервозность, скептицизм и двусмысленность». Умея произносить зажигательные речи, он плохо справлялся с повседневной работой. (На него был похож Троцкий, в отличие от Ленина и Сталина.)

...По аналогии с «холодной войной» и психотронным оружием можно сказать, что Октябрьское восстание в Петрограде было «холодным», а его противников подавили морально. 26 октября в разговоре с генерал-квартирмейстером Северного флота Барановским свидетель событий поручик Данилевич сказал: «Все это вышло просто до изумительного».

Миф о штурме Зимнего под залпы крейсера «Аврора» призван был демонстрировать героический энтузиазм красногвардейцев, славный апогей победоносного Октябрьского восстания. В этом была своя правда - такая же, как в мифах разных стран и народов, воспевающих героическую эпоху и ее героев. Никто не сомневается, что Троянская война отличалась от ее изображения в «Илиаде». Но это не мешает вновь и вновь возвращаться к бессмертным образам Гомера.

 

Анархия - мать порядка?

Крупные исторические события велики своими последствиями. В этом отношении Октябрьский переворот безусловно был крупнейшим историческим событием.

Бескровное свержение Временного правительства, организованность восставших масс объясняются не гениальным руководством Ленина, Троцкого или Военно-революционного комитета, не только слабостью правительства. Проявилась анархия, которую ее сторонники называют матерью порядка. Он действительно был изумительный при отсутствии жесткого руководства.

Существует мнение: когда толпы народа вершат свою волю, вскипают со дна человеческих душ самые подлые чувства, начинается вакханалия беззакония. Однако значительные жертвы и разрушения начинаются при противоборстве государственных систем, классовых или партийных интересов. А когда народные массы сохраняют единство, они не встречают серьезного сопротивления. Кто может им противостоять?

Представители власти являются таковыми до тех пор, пока вся иерархия им подчиненных сверху донизу («властная вертикаль»), выполняет их указания, приказы. Когда такая связь обрывается, остается иллюзия власти: приводные ремни работают вхолостую, государственная машина не способна производить необходимую работу.

Вспомним размышления о народе Льва Толстого: «Есть две стороны жизни в каждом человеке, - жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.

Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих целей».

Когда в массах более или менее совпадают личные цели и общественные, когда усилия людей направлены в едином направлении, тогда и проявляется естественный, а не приказной, порядок. Такова стихийно организованная анархия.

Существует и анархия хаоса, разъединения, деградации, отсутствия порядка. Она может проявляться и при официальном правительстве, если приказы руководства не исполняются в полной мере. Февральский и Октябрьский перевороты осуществились при отсутствии сопротивления противника. Не потому, что у победителей было преимущество силы. У них, помимо всего прочего, было преимущество правды.

Осада красногвардейцами Московского Кремля со многими убитыми и ранеными была лишь малым эпизодом на фоне грандиозного социального переворота. Подобные выступления быстро пресекли. В стране установилась организованная анархия - народовластие.

Обдумывая события 1917 года, приходишь к выводу: не имевшие всей полноты власти царское и Временное правительства, Николай II и Керенский поступали более или менее в соответствии со сложившимися  обстоятельствами. Они не были столь глупыми и слабыми, как представляется кому-то. Организованная анархия, выражающая волю народных масс, - титаническая сила, противостоять которой почти невозможно.

Анархия - это свобода. Вопрос лишь в том, какая свобода, для кого и ради каких целей.

...Среди мифов Октября один из наиболее популярных: шла борьба за власть между пролетариатом и представителями дворянства и буржуазии; сражались Красная и Белая армии. А что в наибольшей степени угрожало власти большевиков? На этот вопрос ответил их вождь. По его признанию, мелкобуржуазная анархическая стихия представляет собой «опасность, во много раз превышающую всех деникиных, колчаков и юденичей, сложенных вместе». Он считал, что она - «самый опасный враг пролетарской диктатуры».

Деструктивная анархия, захлестнувшая страну в 1917 году, могла завершиться развалом Росии, отчленением окраин, а затем и Центрального района, Сибири. Даже казаки требовали автономии. Такова была суровая реальность. Остановить развал, укрепить государственные устои, сохранить целостность державы могла только жесткая диктатура.

По имеющимся данным, в сражениях Гражданской войны погибло около полутора миллионов человек. Эти потери были почти в 15 раз меньше, чем гибель мирных граждан от голода, эпидемий, террора белых и красных, петлюровцев и махновцев. Для народа было губительно состояние взаимной ненависти, развала государства. Это состояние преодолели, установив «диктатуру пролетариата», точнее - партии большевиков.

 

Миф о буржуе и пролетарии

Революции в Европе называют буржуазными. А они были прежде всего народными, крестьянскими, анархическими (определенное сходство с нашим «мартобрем»). Их результатами воспользовалась буржуазия - богатый, политически зрелый класс. Она же учиняла государственный террор как средство избавления от социальных конкурентов.

Есть нечто важное, позволяющее отличить «настоящего» буржуа. Об этом написал Николай Бердяев в статье «О духовной буржуазности» (1926): «Буржуазный дух... получил возможность выявить свой тип жизни. И... явились замечательные мыслители, с особенной силой и остротой его почувствовавшие и его изобличающие. Карлейль, Ницше, Ибсен, Леон Блуа, Достоевский, К. Леонтьев - все эти люди почуяли торжество буржуазного духа, истребляющего подлинно великую культуру и устрояющего свое безобразное царство».

Бердяев пересказал Л. Блуа: это буржуа распял Христа. Буржуа на Голгофе отрезал мир от Христа, деньги от бедняка. Буржуазный мир управляется деньгами. Буржуа - идолопоклонник, раб материальных ценностей; его бог - богатство, золотой телец.

В период революции образ буржуя как врага трудящегося требовал столь же мифического героя - пролетария, могучего титана, скованного цепями экономического рабства.

В Древнем Риме царь Сервий Туллий назвал пролетариями неимущих граждан, занимающих низшую ступень социальной иерархии. В ХIХ веке так стали называть неквалифицированных рабочих. Пролетариат составлял малую часть населения России. Многие обеспеченные материально рабочие были в значительной степени «заражены» буржуазным духом.

В России революционные массы выступали за власть Советов, а не за социализм, о котором они не имели представления. Совершали Октябрьский переворот преимущественно солдаты и матросы (они были главным образом из крестьян и не желали воевать). Руководили профессиональные революционеры и сознательные рабочие. Пролетарии остались где-то на заднем плане.

Октябрьский вооруженный переворот 1917 года явился прологом Великой социалистической революции. Она окончательно победила только в конце 1930-х годов. Был установлен вид социализма, о котором не догадывались ни Маркс и Энгельс, ни Ленин. Хотя его предсказал русский мыслитель Константин Леонтьев. Но это - особая интереснейшая тема.

 

Эпоха эпоса

Крупные исторические явления определяются множеством  факторов, подчас, казалось бы, незначительных или субъективных; зависят от совпадения по времени ряда событий.

Это можно сравнить с напряженным состоянием атмосферы в момент прихода грозового фронта, при столкновении воздушных масс, когда скопившаяся энергия разряжается по причудливым путям молний. Куда направится, куда ударит очередной разряд, предугадать невозможно.

...За последние два десятилетия у нас началось тотальное опошление истории культуры, цивилизаций, природы. Для чего это делается? Ради каких целей и в чьих интересах? Ответ очевиден: в интересах хозяев СМРАП (средства массовой рекламы, агитации, пропаганды), имущих власть и капиталы.

Суждения людей изменчивы и противоречивы. Суд истории суров, беспощаден и отмене не подлежит. Об этом в современной буржуазно-демократической России принято забывать. Даже многие историки, не говоря уже о журналистах и политиках, вершат суд над историей.

Почему требуется искажать именно историю? Потому что представления о прошлом формируют картину настоящего. Люди, превратно представляющие историю своей родины, превращаются в бездумных марионеток, не способных адекватно реагировать на происходящее под гипнозом внедренных в их сознание штампов.

Можно возразить: а разве советская пропаганда не искажала историю? Да, искажала. Вопрос лишь в том, до какой степени и в каких целях.

Правда истории в том, что произошли в 1917 году Февральская и Октябрьская революции (они так могут называться по своим последствиям). Есть любители не обсуждать, а осуждать их. Они подобны герою Салтыкова-Щедрина, призывавшего закрыть Америку. Но самое печальное, если не катастрофическое для нашего общества: к таким «мыслителям» прислушиваются, а то и воспринимают их как пророков.

Прошлое - основа нашего современного бытия. Осмысливать его надо для того, чтобы у нашего Отечества, нашей культуры, нашего народа было будущее.

Идеологи капитализма утверждают: убогий русский народ привык жить в невежестве, в цепях тоталитаризма; не умеет пользоваться благами демократии, плюрализма и прогресса. Характерно, что именно данные господа ловко приспосабливались к советской системе, внедряясь в партийные руководящие органы, в привилегированные социальные группы (писатели, журналисты, режиссеры, художники, архитекторы, музыканты, партработники).

Героические мифы воспевают людей, дерзнувших совершить небывалое, а то и невозможное. Они призваны духовно возвышать, вдохновлять людей. Человек, в отличие от животного, имеет высшие устремления, не удовлетворяясь прозябанием, даже благообильным и сытым.

Мифы придают историческим событиям фантастический оттенок, словно переносят их в миры воображаемые. Великие эпохи порождают эпос. Под политической шелухой мифов 1917 года видится нечто значительное и поучительное, помогающее лучше понять не только прошлое, но и настоящее, а возможно, предвидеть некоторые черты будущего.

Антимифы нашего времени унижают человеческое достоинство, прославляют подлых и пошлых рабов капитала, отдавших душу богу-богатству, губящих божественную природу вне человека и внутри его.

Страна, которая опошляет и поносит свое славное прошлое, предает высокие идеалы и великие завоевания былых поколений, обречена на вырождение.

Р.К. БАЛАНДИН